Разметка на взлётно-посадочной полосе (ВПП) значительно отличается от разметки на автомобильной дороге. Хотя обе выполняют одинаковую функцию – помогают водителям транспортных средств ориентироваться при движении. В частности, пилотам она нужна для ориентирования во время выполнения взлёта и посадки воздушного судна.
Какие бывают знаки и линии на ВПП
На поверхности полосы пассажир при взлёте или приземлении на самолёте может заметить не очень понятные для него знаки. Это могут быть стрелки, пунктирные линии, полоски, цифры, буквы, круги и прямоугольники. Для пилота же всё предельно понятно.
Вся разметка выполнена белой краской. Если поверхность полосы выгорела на солнце и стала слишком светлой, то знаки и линии обводятся черной краской, чтобы они были более заметны с большого расстояния.
Что они означают
Единственное сходство с автомобильной разметкой – это прерывистая линия на протяжении практически всей полосы. Она обозначает центральную ось и помогает пилотам при заходе на посадку удерживать самолёт по центру ВПП.
Первым делом пилоты с воздуха замечают разметку на концевой полосе безопасности. Она единственная выполнена жёлтой краской и напоминает шевроны. Выполнять посадку в этом месте категорически запрещается. Да и вообще находиться там самолётам нельзя, так как это место не рассчитано на их вес. Нужна эта часть полосы, чтобы защитить поверхность земли от мощных выхлопов реактивных двигателей.
Далее на ВПП можно увидеть поперечные линии. Выглядят они как «зебра» на автомобильной дороге. Это называется порог или торец полосы. В этом месте можно начинать совершать посадку. По количеству линий пилот может определить её ширину. Чем она шире, тем больше возможностей у пилота маневрировать при посадке самолёта в сложных погодных условиях.
Каждая ВПП обязательно маркируется с двух сторон огромного размера цифрами, обозначающими номер полосы. Этот номер совпадает с магнитным курсом, на котором она расположена. Если в воздушной гавани несколько ВПП, то к цифрам добавляется буквенная маркировка L, C, R, что обозначает «левая», «центральная» и «правая» соответственно.
Края ВПП обозначены белой сплошной линией.
Где приземляться
В 300 метрах от порога (торца) полосы нарисованы параллельно два больших белых прямоугольника. Это обозначена зона приземления. Условно, это точка касания судна земли.
Далее по полосе через каждые 150 метров нарисованы прямоугольники поменьше, но тоже достаточно большие, чтобы пилот видел эти отметки фиксированного расстояния.
Стрелки и круги
Белые стрелки означают, что на этом участке можно выполнять руление, разбег или пробег самолётов. Посадка в этой зоне запрещена.
Круг в центре взлётно-посадочной полосы указывает КТА – контрольную точку аэродрома. Если в аэропорте несколько ВПП, то КТА отмечается на главной полосе, или между ними, если они расположены параллельно.