Куда бы мы не направлялись и где бы мы не покупали авиабилеты, нам приходилось замечать 13-значный номер, который отличается уникальностью, но в то же время является элементом, характерным для всех билетов.
К сожалению, не всем удалось понять, что же он означает. На самом деле, этот номер – информационная зашифровка об авиаперевозчике и кое-каких других данных. Такой шифр используется с 1920-х годов, когда рейсы различных авиакомпаний начали набирать популярность и становиться более регулярными.
Поначалу билеты имели простую порядковую нумерацию. Через некоторое время численность авиакомпаний и пассажиров прогрессивно увеличивалась, да и открывались первые системы бронирования, в связи с чем возникла необходимость введения конкретного универсального стандарта для учёта билетов.
Тогда Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) придумала 13-значное кодирование авиабилетов, которое заключало в себе необходимую информацию. В ходе этого появились единообразные бланки с отрывными частями, одна из которых нужна для учёта пассажиров авиакомпаниями, другая – для личного пользования пассажира. Это не только поспособствовало упрощению процедуры учёта, но и посодействовало торговле билетами в любой точке мира.
Со временем внешний вид бланков менялся, а после цифровой революции необходимость в бумажном бланке пропала и вовсе, но наличие номера билета до сих пор остаётся неизменным.
Код билета состоит их трёх блоков.
Содержание
Первый блок
Первый блок идентифицирует авиакомпанию. Каждый авиаперевозчик имеет личный уникальный трёхзначный номер, который не может быть изменён. Лишь в случае прекращения перевозчиком работы, его номер может быть присвоен другому. Полный перечень авиакомпаний есть в общем доступе на официальном сайте IATA.
Второй блок
Два символа, расположенные в начале десятизначного кода, характеризуют бланк билета. Первая цифра обозначает непосредственно тип бланка, а вторая – количество имеющихся в билете купонов.
Несмотря на высокую популярность электронных билетов, существует ещё три типа бланка: автоматический копирующийся билет, автоматический купонный билет с посадочным талоном и ручной бланк.
На вторую цифру влияет выбранный маршрут. При полёте пассажира в одну сторону, имеется два купона – полётный и пассажирский, соответственно, будет цифра 2. Если же пассажир летит туда и обратно, тогда получается три купона – два полётных и пассажирский, что означает наличие цифры 3 на втором месте.
Третий блок
Оставшиеся восемь цифр составляют порядковый номер авиабилета. В распоряжении абсолютно каждой авиакомпании имеется сто миллионов чисел, которые используются ей при нумерации билетов. Периодически эта нумерация начинается сначала, примерно по истечению одного календарного года. Причиной тому является возможность выписать любой авиабилет не более чем за 330 суток до ориентировочной даты полёта.