Современный мир постоянно находится в движении. Люди бегут, торопятся и ценят буквально каждую минуту. Поэтому самым быстрым и безопасным способом передвижения стали считать перелёт в самолёте. Но так ли это безопасно на самом деле? С какими невидимыми опасностями может столкнуться человек при перелёте? Во многих СМИ и интернет-порталах стали говорить об облучении. Но так ли вредно оно, как о нём говорят?
Для того чтобы понять, действительно ли опасно то облучение, которое мы получаем во время перелётов, необходимо знать, откуда берётся эта радиация.
Содержание
Причины повышения уровня радиации
- Все самолёты пролетают через специальные коридоры. Для коротких перелётов – это 8000-9000 км. Для продолжительных полетов – 10000-12000 км. Чем выше будет лететь самолёт, тем ниже плотность атмосферы и меньше сопротивление излучению. Соответственно, чем дольше будет полёт, тем больше будет доза облучения.
- Гроза существенно увеличивает дозу облучения лётчиков, стюардесс и пассажиров. Это связано с тем, что во время грозовых раскатов образуются вредные для организма гамма-лучи, при длительном воздействии которых могут возникать заболевания кожи и внутренних органов. При попадании во время перелёта в грозовое облако, люди получают дозу радиации, равную одной компьютерной томографии.
- Многие авиакомпании для экономии времени и денег выбирают маршруты, которые проходят через Северный или Южный полюс. Это в разы увеличивает облучение из-за того, что действие частиц в этих точках сильнее, а проникновение легче. Максимально безопасными считаются полёты, которые происходят ближе к экватору, но для авиакомпаний они невыгодны.
- Солнечное и космическое излучение. На земле от этого нас защищает магнитное поле земли и озоновый слой, которые практически отсутствуют на полюсах.
Немного об облучении в цифрах
Для того чтобы в организме наступили какие-то патологические изменения, организм должен получить дозу, равную 25-50 мкЗв/час одномоментно.
Воздействие радиации начинается уже на этапе досмотра. Проходя через рамки металлоискателя, человек получает дозу, равную 0,001мкЗв за один раз. В обычной среде, не учитывая мест с повышенным уровнем радиации, 10-12 мкЗв/час – это считается нормой. Для сравнения, в местах с повышенным радиационным фоном, таких как Припять, он достигает до 700 мкЗв/час.
При нахождении самолёта на земле, дозиметр показывает 8-10 мкЗв/час. При подъёме на высоту 8500 км, максимальная радиация достигает 2 мкЗв/час, на 12000 км показания меняются и становятся 3,5 мкЗв/час.
Можно сказать, что за время одного непродолжительного полёта люди получают дозу, равную одному рентгенологическому обследованию. Конечно, эта доза зависит от многих факторов и может меняться в большую сторону, но если пилот видит на дозиметре, что фон повышен очень сильно, то он снижает высоту, также для снижения воздействия гамма-лучей они всегда стараются обойти грозовой фронт.
Распространённые мифы об облучении в самолёте
Миф 1. Алкоголь помогает вывести излишки доз радиации.
Реальность: доказательств этому нет, а вот регулярное употребление алкоголя может привести к появлению пагубной привычки.
Миф 2. Для перелёта лучше выбирать ночное время. Это уменьшает воздействие солнечных лучей.
Реальность: солнечное и космическое излучение ночью и днём действуют одинаково. Тем более что ночные перелёты опасны для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Миф 3. Все находящиеся на борту получают одинаковую дозу радиации.
Реальность: на самом деле, кабина пилотов защищена более тщательно.
Кому не рекомендуется летать
- Дети и подростки. Из-за быстрого роста и деления клеток, организм не в состоянии бороться с радиацией. Во время повышенного облучения в первую очередь страдают такие составляющие клеток, как ДНК и РНК, что в результате приводит к онкологическим болезням, а в половых клетках к дальнейшим мутациям в будущих поколениях.
- Беременные и кормящие женщины. Беременные наиболее уязвимы к излучениям. Особенно опасно на ранних сроках беременности. Невидимые лучи могут привести к различным видам генетических отклонений и необратимым последствиям для здоровья плода.
- Люди, перенесшие инсульты и инфаркты.
- Пожилые люди.
- Прошедшие компьютерную томографию, если с момента исследования прошло менее 3-х лет.
При излишней радиации страдают все системы организма: сердечная, сосудистая, желудочно-кишечная, иммунологическая, половая, особенно сильно страдает костный мозг.
Основные рекомендации
Было проведено много исследований, как любительских, так и медицинских, согласно которым можно сказать, что перелёты, если соблюдать некоторые правила, не опасны, вредными считаются частые перелёты и перелёты на длительные расстояния. Поэтому чтобы обезопасить себя, воспользуйтесь некоторыми советами:
- Не летайте часто (оптимально 2-3 раза в год).
- Откажитесь от перелётов во время обострения хронических заболеваний.
- Употребляйте больше фруктов и овощей. Соблюдайте питьевой режим.
- Отложите перелёт, если с момента компьютерной томографии прошло меньше 3-х лет.