Метрополитен – наиболее мощный по провозным возможностям вид городского пассажирского транспорта, существующий в городах с миллионами жителей. Но это не только способ передвижения в городе, но и общественное пространство, призванное позитивно влиять на людей.
Содержание
Требования к проектировщикам
При проектировании внеуличного транспорта ставились задачи помочь пассажирам:
- преодолеть страх спуска в подземелье;
- ощутить удобство и безопасность;
- испытать эстетическое наслаждение.
Для работы над культурной составляющей проектов этого рельсового транспорта привлекали не только архитекторов, но также скульпторов и живописцев. Художественное оформление некоторых станций носит характер уникальных культурных объектов. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Помпезная московская кольцевая
Маршрут из 12 станций с использованием гранита и мрамора отличается пышностью, монументальностью, величественностью, шикарным декором. Восхваляются образы героев нации. Сказочный облик создают яркие стеклянные витражи, бронзовые переплёты и круглящиеся формы «Новослободской»; треугольный рисунок потолка «Таганской»; декоративная ваза эскалаторной части «Курской».
Макет «Комсомольской» с майоликовыми плитками и мозаичными панно, растительным орнаментом колонн, со скульптурами и многоликостью декоративных деталей посвящён моментам исторической славы страны. Он был удостоен Гран-при международной выставки в Брюсселе 1958 года.
Музейные изыски парижского лабиринта
Большинство станций унылы по интерьеру и различаются лишь названиями и рекламой. За исключением некоторых, претендующих на роль музейных экспонатов:
- Arts et Métiers. Оформление посвящено 200-летию одноименного музея. Стилизована под подводную лодку знаменитого капитана Немо, известного по роману Жюля Верна.
- Bastille. На стенах выложены керамические фрески, повествующие о взятии Бастилии в дни Великой революции.
- Louvre Rivoli. Содержит копии древних шедевров Лувра.
- Cluny – La Sorbonne. Потолок привлекает росписями выпускников легендарной Сорбонны и мозаикой Ж. Базена.
- Liège. Украшена фресками с пейзажами бельгийских городов.
Скалистые стокгольмские ветки
Подземную электричку столицы Швеции по праву называют длиннейшей земной галереей. Сотни художников отдают свои работы на регулярно проходящие там выставки. Особенно впечатляют станции, оставленные в скалах без облицовочных панелей. Они напоминают сказочные пещеры:
- T-Centralen. Самым лучшим её украшающим элементом считают голубой орнамент поверх белого фона, похожую на гигантскую фарфоровую роспись.
- Kungsträdgården. Зелёный потолок, неотёсанные природные стены, скульптуры и витиеватые колонны напоминают местами запущенный и в то же время изысканный древнеримский сад. Гармонируют с ними узоры разноцветной напольной плитки.
- Solna Centrum. Потолок и стены окрашены в оттенки красного и зелёного цветов и имеют рисунки на тему взаимодействия природы и социума.
Революционный декор лондонской подземки
Отдавая дань вездесущему прогрессу, архитекторы британской столицы в конце 1970-х годов отошли от плитки как обязательного элемента убранства метро. В старейшем в мире внеуличном транспорте появились новые виды интерьера. Яркими представителями революционного декора стали остановки:
- Charing Cross со 100-метровой чёрно-белой фреской, напечатанной на пластиковых панелях. Они повторяют изгибы стен и рассказывают историю создания и установки самого грандиозного из 12 крестов, которые по приказу короля Эдуарда I были возведены в память об его умершей жене.
- Marble Arch, наряженная раскрашенными вручную многослойными керамическими фресками. Каждая из 17 панелей имеет размер 3 на 3,5 метра и подвергнута 10 этапам обжига.
- Westminster, укреплённая огромными бетонными колоннами и балками, нависающими над эскалаторами и между уровнями станционного пространства.
- Tottenham Court Road с разноцветной мозаикой на мотивы торговой и культурной жизни района. Представлены маски Британского музея, саксофоны клубов Сохо, товары из маркетов электроники.
Хотя многие воспринимают метрополитен лишь как самый быстрый вид городского транспорта, но он по праву претендует на роль культурной достопримечательности.