Турбулентность ясного неба является довольно распространённым явлением для авиации. Во время турбулентности происходит изменение давления и направления ветра. Именно это становится причиной тряски самолёта.
Содержание
Основные причины турбулентности
- Кучевые и дождевые облака.
- Горная местность
- Восходящие потоки (образуются в результате нагревания земной поверхности)
- Попадание в спутную струю самолёта, летящего впереди.
Зачастую пилоты знают о предстоящей турбулентности, данные о ней отмечены в их картах. Если же самолёт попадает в зону турбулентности, которая не была отмечена, то пилот всегда сообщает об этом диспетчеру для предупреждения других бортов
Что такое турбулентность ясного неба
В авиации существует также понятие турбулентности ясного неба. Это явление совершенно невозможно предсказать заранее. И радар, находящийся на борту, не видит при этом никаких природных аномалий. Ведь самолёт начинает заносить и трясти, когда на небе нет ни единого облачка. А всё это происходит по причине попадания самолёта в зону, где у воздушных потоков разное направление, плотность и температура.
При нахождении на борту во время такой турбулентности может появиться ощущение, что самолёт падает вниз. Такая турбулентность может привести к неожиданным травмам у пассажиров и самое страшное – к крушению судна. Такую турбулентность сложно увидеть даже с помощью радара.
Шкала интенсивности турбулентности
Существует также шкала интенсивности турбулентности:
- Слабая турбулентность. Не нарушает полёт, может ощущаться лишь слабое потрясывание.
- Средняя турбулентность. Перемещение по самолёту затрудняется, доставляет дискомфорт при приёме пищи (еда может перевернуться, а жидкость в стакане расплескаться).
- Сильная турбулентность. Самая опасная турбулентность, так как возможна потеря управления самолётом.
Опасна ли турбулентность ясного неба
На сегодняшний день авиация тесно сотрудничает с метеорологами. Проверяются все прогнозы, проводятся различные диагностики. От турбулентности и прочих явлений избавиться никак нельзя, но их можно предвидеть. А предупреждён – значит вооружён.
Случаи, когда самолёты российской авиации сталкивались на своём пути с турбулентностью ясного неба, начали фиксироваться с 50-х годов.
Стоит отметить, что в середине 2018 года российские учёные заявили, что создали специальную установку «Ураган» площадью около 11 квадратных метров для предсказания турбулентности в ясном небе.